После принятия идеи о запуске нового бизнес проекта приступают к планированию его реализации или другими словами составляют бизнес – план, документ с детальной описью всех деталей будущей предпринимательской деятельности, главным образом показывающий стоит ли вкладывать денежные средства в проект и как (через какое время) он оправдает затраченные усилия и вложения.
Для чего и кому нужен бизнес — план?
Бизнес – план разрабатывается :
- Для самого предпринимателя, с пошаговым описанием, он показывает рентабельность проекта, переменные и постоянные затраты, общую стоимость, сроки окупаемости, конкурентоспособность возможные риски и прибыльность.
- Для кредиторов и инвесторов. В случае привлечения заёмных или кредитных средств, банк обязательно запросит бизнес – план, который должен быть составлен грамотно и лаконично, показывать преимущества проекта и убеждать инвесторов, что вложенные средства окупятся и принесут дивиденды.
- Для потенциальных партнеров, их заинтересованности в участии реализации проекта, его успехе и стабильной прибыли.
Бизнес — план разрабатывается не только в случае запуска нового предприятия, но и при изменении деятельности, выпуска новой продукции, при производственном планировании . В процессе работы бизнес – план корректируется и зависит от внешних и внутренних условий.
Как составить и что входит в бизнес — план?
Набор элементов бизнес – плана зависит от размеров проекта, вида деятельности, для кого он составляется и прочих других факторов. Можно выделить наиболее общие составляющие структуры :
1. Краткое описание (визитная карточка) проекта.
- Название, цель разработки бизнес – плана, цель проекта, целевой рынок, потребители.
- Краткая характеристика объекта. Место размещения, оборудование , необходимый персонал.
- Информация для инвесторов . Размер инвестиций, сроки реализации и др.
- Планируемые финансовые показатели.
2. Теперешнее состояние предприятия.
В случае, когда бизнес – план предоставляет уже действующая фирма. Реквизиты, руководители, область деятельности, уставной капитал, основные финансовые показатели.
3. Подробная характеристика проекта.
4. Анализ целевого рынка:
- информация о сфере деятельности, особенности, тенденции развития, специфика.
- основные потребители или клиенты (пол, возраст, национальность, статус и другие особенности )
- основные конкуренты выпускаемые подобную продукцию или с аналогичными свойствами, их особенности и отличия.
5. План — маркетинг.
Описывается стратегия и тактика маркетинга.
- выход на новые рынки,
- занятие позиции на существующем рынке,
- повышение конкурентоспособности,
- ценообразование,
- каналы сбыта,
- рекламные компании,
- преимущества продукции,
- обслуживание.
6. План производства.
Детально описывается, где будет производство, по каким технологиям, оборудование, режим работы, сырье, капитальные строения, план персонала, все виды затрат.
7. Менеджмент.
Функции и структура управления, штатные полномочия.
8. Анализ финансово – экономических показателей.
Необходимо рассчитать и предоставить данные основных финансовых расчетов : рентабельность, ликвидность, финансовая стойкость, сроки окупаемости, точка безубыточности,
9. Возможные риски и способы их ликвидации или уменьшения.
При использовании привлеченных средств, кредитор или инвестор могут проверить соответствие проводимых действий с предоставленным бизнес – планом.