Время чтения 3 минуты

После принятия идеи о запуске нового бизнес проекта приступают к планированию его реализации или другими словами составляют бизнес – план, документ с детальной описью всех деталей будущей предпринимательской деятельности, главным образом показывающий стоит ли вкладывать денежные средства в проект и как (через какое время) он оправдает затраченные усилия и вложения.

Для чего и кому нужен бизнес — план?

Бизнес – план разрабатывается  :

  • Для самого предпринимателя, с пошаговым описанием, он показывает рентабельность проекта, переменные и постоянные затраты, общую стоимость, сроки окупаемости, конкурентоспособность возможные риски и прибыльность.
  • Для кредиторов и инвесторов. В случае привлечения заёмных или кредитных средств, банк обязательно запросит бизнес – план, который должен быть составлен грамотно и лаконично, показывать преимущества проекта и убеждать инвесторов, что вложенные средства окупятся и принесут дивиденды.
  • Для потенциальных партнеров, их заинтересованности в участии реализации проекта, его успехе и стабильной прибыли.

Бизнес — план разрабатывается не только в случае запуска нового предприятия, но и при изменении деятельности, выпуска новой продукции, при производственном планировании . В процессе работы бизнес – план корректируется и зависит от внешних и внутренних условий.

Как составить и что входит в бизнес — план?

Набор элементов бизнес – плана зависит от размеров проекта, вида деятельности, для кого он составляется и прочих других факторов. Можно выделить наиболее общие составляющие структуры :

1. Краткое описание (визитная карточка) проекта.

  • Название, цель разработки бизнес – плана, цель проекта, целевой рынок, потребители.
  • Краткая характеристика объекта. Место размещения, оборудование , необходимый персонал.
  • Информация для инвесторов . Размер инвестиций, сроки реализации и др.
  • Планируемые финансовые показатели.

2. Теперешнее состояние предприятия.

В случае, когда бизнес – план предоставляет уже действующая фирма. Реквизиты, руководители, область деятельности, уставной капитал, основные финансовые показатели.

3. Подробная характеристика проекта.

4. Анализ целевого рынка:

  • информация о сфере деятельности, особенности, тенденции развития, специфика.
  • основные потребители или клиенты (пол, возраст, национальность, статус и другие особенности )
  • основные конкуренты выпускаемые подобную продукцию или с аналогичными свойствами, их особенности и отличия.

5. План — маркетинг.

Описывается стратегия и тактика маркетинга.

  • выход на новые рынки,
  • занятие позиции на существующем рынке,
  • повышение конкурентоспособности,
  • ценообразование,
  • каналы сбыта,
  • рекламные компании,
  • преимущества продукции,
  • обслуживание.

6. План производства.

Детально описывается, где будет производство, по каким технологиям, оборудование, режим работы, сырье, капитальные строения, план персонала, все виды затрат.

7. Менеджмент.

Функции и структура управления, штатные полномочия.

8. Анализ финансово – экономических показателей.

Необходимо рассчитать и предоставить данные основных финансовых расчетов : рентабельность, ликвидность, финансовая стойкость, сроки окупаемости, точка безубыточности,

9. Возможные риски и способы их ликвидации или уменьшения.

При использовании привлеченных средств, кредитор или инвестор могут проверить соответствие проводимых действий с предоставленным бизнес – планом.